Богиня с головой кошки: экскурс в египетскую мифологию и описание культа

Роль Бастет в религии

Тексты 3-го тысячелетия до нашей эры изображают Бастет как мстительную львицу из Нижнего Египта. Тексты пирамид связывают ее с царем Египта как его нянькой и защитником. Позже, в текстах Гроба, Бастет сохранила эту роль и получила дополнительную функцию защиты мертвых.

Каменные сосуды 2-й династии изображают Бастет в виде женщины с львиной головой, полной гривы. Однако иконография богини изменилась, поскольку люди стали рассматривать ее природу как более мягкую, чем божество-львица. Популярность Бастет росла по всему Египту, а ее культовый центр Бубастис, расположенный в Нижнем Египте, стал одним из самых богатых городов Египта.

Бубастис стал центром богатства и роскоши, поскольку люди со всей страны приезжали в город, чтобы выразить Бастет свое почтение. Они также похоронили своих любимых мертвых кошек в городе. Египетское искусство заимствует иконографию Бастет у богини Мафдер и Хатхор, богини, связанной с Сехмет.

Можно увидеть статуи Бастет, держащей в руке систрум, музыкальный инструмент, чтобы понять четкую связь богини с Хатор, которая традиционно носила систрум. Хатхор была еще одной богиней, которая превратилась из изображенной разрушительницы в мягкого и мягкого бога.

Мифология

Имя Сехмет происходит от корня «сехем», что означает «быть сильным, могучим, яростным» и т. п., или связано с ним. Впервые имя Сехмет встречается в еще «Текстах пирамид». По мнению Уоллиса Баджа, эта богиня имеет западное или ливийское происхождение. В египетской мифологии Сехмет — дочь бога солнца Ра. В форме богини-змеи Мехенит она занимала место на голове Ра и изрыгала пламя, опаляющее и пожирающее приблизившихся врагов, в тех же, кто находился дальше, она выпускала огненные стрелы. Сехмет защищала Ра от его противников (таких как змей Апоп), также она помогает фараону в его борьбе с врагами страны. В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому подчас эта богиня изображалась с горящими стрелами. Одним из самых часто встречающихся имен богини было «Несерт», то есть «Пламя» как разрушительная сила. Но известны и более мирные ипостаси этой богини. Существуют древнеегипетские изображения (как скульптурные, так и живописные) Сехмет, кормящей грудью фараона.

В мифах утверждается, что Сехмет дышит огнем, и с её дыханием сравнивали горячие ветры пустыни. Также считалось, что она вызывает эпидемии (которых называли ее слугами или посланниками), хотя ей также приписывалась способность защищать от болезней. Сехмет считалась покровительницей медицины и врачей, которые, по разным свидетельствам, были жрецами Сехмет. В медицинских папирусах Эберса и Смита упоминаются «жрецы Сехмет и все врачи».

Статуя Сехмет (ок. 1370 г. до н.э.) Старый музей, Берлин

В мифе об «Уничтожении человечества» Ра разгневан поведением людей и отправляет Сехмет убивать нечестивцев. Однако Сехмет впадает в кровавое безумие и убивает всех без разбора. Чтобы успокоить Сехмет, бог Тот предлагает ей выпить пиво, окрашенное красной охрой, которое богиня принимает за кровь. Выпив пива она засыпает и пока спит, Ра превращает ее в Бастет. В других версиях этой истории Сехмет сердится на обман и покидает Египет, уменьшая тем самым силу солнца. Это создает угрозу могуществу и безопасности мира, поэтому боги отправляют к ней Тота, который убеждает ее возвратиться и вернуть солнцу его полную славу.

Древние египтяне проводили каждый год праздник в честь «Сехмет умиротворённой». Его участники танцевали и играли музыку, чтобы успокоить буйство богини, и ритуально выпивали большое количество пива, имитируя крайнее опьянение, остановившее гнев богини, когда она чуть не уничтожила все человечество.

Согласно некоторым мифам, Сехмет является матерью бога-льва Маахеса. Также её иногда называют сестрой богини кошек Бастет. Одной из форм Сехмет была богиня-львица войны Менхит.

В главе LXVI «Книги мертвых» умерший произносил:

«Я владею знанием. Меня зачала Сехмет, и богиня Нейт родила меня. Я Хор, и я происхожу из Ока Хора (то есть Ра)».

Как отмечает Уоллис Бадж в некоторых египетских текстах,

Бастет и Сехмет описываются как тесно связанные друг с другом женские воплощения жара и света бога солнца. Они считаются сокрушителями врагов как бога солнца, так и умершего. В «Книге низвержения Апопа» о Сехмет говорится (XXVII, 15): «Око Хора падает на него, отрубая и отделяя его голову от шеи; богиня Сехмет вырывает его внутренности и отбрасывает в огонь своей левой ногой; она кидает их в огонь и сжигает их в имени ее Сет-усерт-аа ; она горит в нем и вынимает душу его из тела; она овладевает им в имени ее Сехмет, и побеждает его в имени ее Ах-небит (то есть «Око огня»); она пожирает его внутренности и опаляет их пламенем из своего рта». Вообще говоря, Сехмет олицетворяла огненную, сжигающую, разрушающую силу солнца, а Бастет представляла более мягкую жару, тепло, в определенное время дня и года вызывавшее рост растений и пробуждение к жизни семян. Очевидно, что Сехмет и Бастет являлись богинями огня, поскольку они обе сопровождали Хатхор в ее ипостаси «Ока Ра». В качестве форм бога солнца они символизировали жару конца лета и его начала соответственно.

В позднее время Сехмет стала отождествляться с богиней Маат, неотъемлемым дополнением Тота. Поскольку Тот был частью Птаха, то Маат стала и женским дополнением Птаха и формой Сехмет. В одном из эпитетов Сехмет отождествляется с Тефнут, женским дополнением Шу. Это неудивительно, учитывая, что Тот был всего лишь гермопольской формой Шу. Тефнут была его женским дополнением. Соответственно, как Птах вобрал в себя Тота, то есть Шу, так и женское дополнение Птаха (то есть Сехмет) вобрала в себя женское дополнение Тота, или
Шу, то есть Тефнут.

В элллинистическую эпоху Сехмет отождествлялась с Астартой, которая также считалась исцелительницей.

Мифология

Бастет впервые появляется в третьем тысячелетии до нашей эры, где она изображается либо как свирепая львица, либо как женщина с головой львицы. Две тысячи лет спустя, во время третьего промежуточного периода Египта (ок. 1070–712 до н. э.), Бастет стали изображать в виде домашней кошки или женщины с кошачьей головой. Кошки в Древнем Египте очень почитались, отчасти из-за их способности бороться с вредителями, такими как мыши, крысы, которые угрожали ключевым запасам пищи, и змеи – в особенности, кобры. В некоторых случаях известно, что королевские кошки были одеты в золотые украшения и им разрешалось есть из тарелок своих владельцев. Поскольку домашние кошки, как правило, нежны и защищают свое потомство, Бастет также считалась хорошей матерью и иногда изображалась с многочисленными котятами. Греки иногда приравнивали Бастет к одной из своих богинь, Артемиде. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут. Бастет изображалась египтянами с головой кошки и стройным телом женщины. Отец Бастет – Ра, бог солнца и потому, Бастет считалась всевидящей и даже занимала место в страже отца. Мать – Хатхор – Луна, сестра богиня неба Нут, брат бог целитель Хонсу. Мужем ее иногда называли Птаха — одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел. Сын Бастет — Махес — Бог грозы, бури, тьмы и ветра. К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет, в Новом царстве — с Хатхор. Подобно Сехмет, Баст называли Оком Ра. Богиню именовали матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы.


Богиня Сехмет, Бостонский музей.

Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных. Самый известный миф о том, что бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула. .
Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Это совершенно удивительная история, напоминающая дзенские коаны. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Хора. Богиня сказала, что думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Хор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она — всего лишь бабочка. Но Хор ничего не ответил, он только смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от
пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она — богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь — это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Хор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Хор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора — смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь — какова она? Хор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Хор остановился и спросил – почему? Она ответила, что будет несчастна, так как не смогла решить задачу. Гор повернулся к бушующей Бастет и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка в последний раз взмахнула крыльями и упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.

«Должностные обязанности» Бастет

Культ этой богини возник задолго до одомашнивания кошек. В тот период она больше ассоциировалась у древних египтян с львицей, нежели с кошкой. Однако со временем, когда эти животные превратились в почитаемые создания, в образе Баст стали прослеживаться более привлекательные черты.

На богиню постепенно было возложено несколько функций:

  • Деторождение. Именно Бастет молились несчастные женщины, прося даровать им радость материнства. Со временем эта функция значительно расширилась, и богиня уже стала восприниматься как покровительница плодородия.
  • Врачевание. Древние египтяне свято верили в то, что эта богиня способна излечить самых безнадежных больных. Врачеватели изображали на дверях домов страждущих черного кота. Считалось, что это изображение исцеляет.
  • Молодость и красота. В Древнем Египте верили, что Баст под силу остановить бег времени. Языческие жрецы, служившие ей, даже разработали комплекс особых упражнений. Они уверяли, что при их выполнении в женское тело вселяется богиня, омолаживая его обладательницу и даруя привлекательность.

Богиня Бастет

Любовь и красоту, плодородие и благополучие олицетворяла в Древнем Египте богиня Бастет (богиня-кошка). Также она считалась матерью всех кошек. Известно, что эти животные особо почитались в древнем государстве и почитаются до сих пор.

В мифах она предстает то ласковой и грациозной, то мстительной и коварной. Действительно, эти качества присущи пушистым питомцам.

Изображение египетской богини Бастет

Встречаются фигурки, символизирующие Бастет с львиной головой. По поводу этого также находятся объяснения в египетском эпосе. Отцом божественной женщины считали могущественного Ра. Когда он состарился, то утратил влияние. Подданные восстали против бога. Ра обратился за помощью к дочке. Та приняла облик свирепого льва, спустилась на землю и обрушила праведный гнев на людей.

В руках богиня Бастет могла держать скипетр и систр или корзинку с котятами.

Принадлежности имели разное значение:

  • Корзина с детенышами кошек была символом плодородия, появления новой жизни;
  • Скипетр олицетворял власть;
  • Систр был признаком веселья, праздника.

Известно, что египтянки стали подводить глаза так ярко, чтобы походить на покровительницу всех женщин – Бастет.

Египтянки подводили глаза, чтобы походить на свою покровительницу

В каждом доме стояла своя фигурка Бастет в зависимости от того, что хотели получить хозяева. В Египте, в некоторых местностях, до сих пор организуют празднования в честь Бастет. Торжество проходит в середине апреля. В этот день жители выходят к берегам Нила и опускают в воды лодку со статуей богини. День проходит весело, под песни и танцы.

Повсеместное поклонение прекратилось только в 4 веке нашей эры. Тогда к власти пришли римляне. Начались гонения на пушистых мурлык и массовое истребление.

Материнская роль Бастет

Другим аспектом ассоциации Бастет с материнством и плодородием была ее роль защитницы детей. Ее часто изображали с одним или несколькими котятами, подчеркивая ее заботливые и защитные качества. Многие считали, что она может предотвратить любой вред, который может быть нанесен детям, а также помочь в их общем здоровье и благополучии.

Аспект материнской роли БастетСимволы, связанные с ним
Защита детейКотята, львица, защитные амулеты
Помощь в зачатии и родахСиструм, папирус, анкх, амулеты плодородия
Благословение сельскохозяйственных культур и животныхСиструм, папирус, анкх, подношения еды и питья

В целом, Бастет была символом материнства, плодородия и изобилия в Древнем Египте. Ее почитали за ее защитные и воспитательные качества, и многие обращались к ней за помощью в вопросах, касающихся зачатия, родов и благополучия детей и животных.

Знакомство с богиней Бастет

Для древних народов путь к пониманию реальности лежал через религию, поэтому боги существовали для того, чтобы благоприятствовать жизни людей в Египте. Богиня Бастет была очень почитаема, ее считали богиней огня, кошек и беременных женщин. Существует миф, в котором она даже считается олицетворением богини Исиды.

Она была известна как богиня с сильным характером, но также имела нежную и добрую сторону, когда дело касалось защиты домашнего очага. Ниже вы узнаете все о богине Бастет.

Источник

Культы богини Бастет возникли около 3500 года до н.э., первоначально ее изображали в виде дикой кошки или львицы, но около 1000 года до н.э. ее стали изображать в виде домашней кошки.

Визуальные особенности

В то время ее эстетикой была красивая женщина с головой кошки, в ее изображениях она часто держит систро, тип погремушки, используемой в качестве музыкального инструмента. Поэтому она считалась богиней музыки и танца.

В других изображениях в ее ухе – большая серьга, на шее – красивое ожерелье, иногда она может появиться с корзиной, в которой она носила своих детей. Кроме того, ее можно встретить с Анкхом, крестом из жизни египтян.

История

В древнеегипетской мифологии богиня Бастет была одним из божеств, обладавших Оком Ра, это произошло потому, что она была дочерью бога солнца Ра. Она также была дочерью богини Дальней, божества, которое покинуло бога Ра и вернулось, чтобы преобразовать мир. Бастет родилась в городе Бубастис (восточная часть дельты Нила).

Она не любила, когда ее связывали с отцом, так как отношения с ним были не очень хорошими. Бог Ра считал свою дочь очень дерзкой и непослушной, так как она не выполняла его приказы.

Ра не одобрял ее во многих отношениях, он возненавидел ее, когда она стала богиней Луны, и возненавидел ее еще больше, когда она вышла замуж за бога Анубиса и отправилась жить с ним в подземный мир, поскольку Анубис отвечает за то, чтобы направлять души умерших в подземный мир.

От Анубиса у нее было двое детей, Михос и Нефертем

Она храбро сражалась вместе с мужем, была воительницей завидной красоты и чрезвычайно привлекательной, привлекая внимание всех египетских смертных и богов

Благодаря родству с этими важными богами, она считалась солнечным божеством и могла осуществлять многие полномочия в отношении солнечных затмений. После того, как греки вторглись в Египет и привнесли в общество свою культуру, богиню Бастет начали роднить с богиней Артемидой, и так она перестала быть божеством солнца и стала богиней луны.

Во времена 2-й династии Египта (2890 г. до н. э. – 2670 г. до н. э.) Бастет чрезвычайно почиталась как женщинами, так и мужчинами, считаясь одновременно и диким воином, и помощницей в домашних делах.

Что представляет собой богиня Бастет?

Когда богиню Бастет представляли в образе львицы, ее считали скорее дикой воительницей, обладающей уникальной свирепостью. После того, как ее стали изображать в виде кошки, любящей и грациозной, ее стали считать ласковым божеством и защитницей домашнего очага. Бастет считается богиней музыки, танца, размножения, плодородия и богиней домашнего очага.

Отношения между Бастет и кошками

В Древнем Египте верили, что все кошки являются реинкарнацией богини Бастет, поэтому их стали почитать и относиться к ним как к богам. Любой, кто плохо обращался с кошкой или причинял ей боль, совершал непростительный грех, а также осквернял богиню Бастет.

Поскольку она обладала солнечной силой, она покрывала Египет тьмой, используя луну, чтобы закрыть солнце, наказывая тех, кто вредил кошкам. Кошек также мумифицировали после смерти и хоронили в местах, предназначенных исключительно для них.

В городе Бубастис было множество храмов, где поклонялись богине Бастет, и ее верующие приходили туда, чтобы отдать дань уважения и похоронить своих умерших кошек. Город был назван в честь богини, поскольку она родилась там.

Отношения между Бастет и Сехмет

Богиню Бастет можно спутать с богиней Сехмет, которая известна как могущественная богиня мести и болезней, ее фигура представляла собой женщину с головой львицы, а на вершине ее головы был солнечный диск. Голова львицы означает силу и власть разрушения.

Ее также можно изобразить сидящей на троне с систром в руках. Сехмет была символом наказания бога Ра и ее боялись все его враги.

Многие египтяне не могли отличить и разобщить богиню Бастет от богини Сехмет, считая их одним божеством с разными личностями. Так, они говорили, что Бастет была тихой и доброй, как кошка, а Сехмет была личностью дикой и безжалостной львицы-воительницы, жестокой в битвах и войнах.

Что представляет собой Хатор?

Хатор, богиня, изображена в различных гробницах и погребальных камерах. В знак преданности богине Хатор есть также изображения многих женщин, трясущих стебель папируса. Гравюры Хатор также можно найти на гробах. Ниже приведены некоторые из символов Хатор:

Коровы ассоциируются с Хатхор, потому что они олицетворяют пищу и материнство.

Млечный сок платана когда-то считался признаком жизни и плодородия.

В Древнем Египте зеркала ассоциировались с красотой, женственностью и Солнцем.

Ожерелья менат состояли из множества бусин и, как считалось, представляли Хатор.

Кобры часто использовались для изображения Хатор. Это отражает гнусную сторону Хатор. Когда око Ра (Хатор) было направлено против человечества, она приняла вид змеи.

Еще одним выдающимся образом Хатор является львица, которая является знаком власти, защиты, свирепости и силы. Все это атрибуты, связанные с Хатхор.

Хатор была богиней, которая олицетворяла материнство и питание. В результате ее часто описывали как дойную корову или смоковницу.

Хатор была символом признательности для египтян, и о ней ходят легенды

Важность благодарности была представлена ​​в семи дарах Хатхор

Хатор, как солнечная богиня, представляла новую жизнь и творение. Хатор рождала Ра, божество солнца, на каждом восходе солнца.

Хатор была связана с Исидой, другой известной египетской богиней, которая была матерью Гора. Исида унаследовала многие способности Хатор, но считалась более снисходительной.

Брак Хатор с Гором неудивителен, учитывая ее связь с Исидой. У них был сын по имени Ихи, бог музыки и танцев, когда он принял форму Гора-Бехдети.

Со временем взаимодействия и проявления Хатор становились все более сложными и запутанными. Помимо брака с Гором, в какой-то момент она также считается женой и дочерью Ра, а также матерью Ра-Хорахти, составного божества, состоящего из Ра и Гора.

Хатор была известна богам как Хесат, кормилица, и издавна ассоциировалась с материнством, материнскими импульсами и заботой о других.

Молоко было известно как пиво тепла, а Млечный Путь, видимый в ночном небе, считался небесной рекой Нил. Таким образом, с ней соединилась подательница и хранительница всего живого.

Хатор воплощалась главным образом в небесном Ниле во всех отношениях, принося лучшие дары богов жителям Земли как владычица песен и танцев, праздника и благодарности, подательница жизни.

Третий месяц египетского календаря был посвящен Хатхор. Фестиваль пьянства был посвящен возвращению храма и появлению Ока Ра. Люди пели, танцевали и стремились соединиться с богиней, входя в другое состояние ума.

Во время египетского Нового года Хатор также почитали и обожали. Статуя богини была помещена в самую уникальную комнату храма в знак нового начала и новых начинаний. Изображение Хатор будет помещено на солнце в день Нового года в ознаменование ее воссоединения с Ра.

Празднования Хатор были популярны, но самым популярным был Фестиваль Прекрасного Воссоединения. Изображения и статуи Хатор были доставлены в несколько храмов, а в конце путешествия ее приветствовали в святилище Гора.

Образы Хатхор и Гора впоследствии были перенесены в храм Ра, где совершались церемонии для божества Солнца. Это празднование могло быть свадебной церемонией в память о свадьбе Хатор и Гора или просто церемонией в Фиванском некрополе.

Доклад №2

Поклонение богам и религиозным ритуалам играло важную роль в жизни жителей Древнего Египта. Одной из главных богинь была Бастет, или Баст – богиня любви и плодородия, радости и веселия, женщин и женского начала. Кроме вышесказанного, Бастет была покровительницей кошек, которые в Древнем Египте почитались особенно. Если кто-то посмел бы обидеть священное животное, преступнику грозила даже смертная казнь.

Имя и внешний вид

Согласно мифам и легендам, отец Бастет – Бог Солнца, а мать – Богиня Луны. В ней соединились тьма и свет.

Саму Баст изображали в виде женщины с головой кошки, реже – львицы. Существуют версии, что когда образ хотели смягчить – олицетворяли с кошкой. Если требовалось выразить воинственность, изображали с головой льва. Согласно другой версии, голова львицы использовалась до одомашнивания кошек.

 Бастет изображали с особым ударным музыкальным инструментом – систр. Этот инструмент символизировал счастье и радость. В некоторых писаниях сообщается, что Баст прекрасно играла на систр и пела. Художники, музыканты и скульпторы не один раз объявляли её своей богиней и музой.

 Что бы показать благосклонность богине к женственности и плодородию, в ногах Баст часто рисовали четырёх котят. Кстати, символом богини является именно чёрная кошка, встретить которую в наши дни знаменует неудачу.

Расшифровать иероглифы, что бы узнать точное написание и произношение имени богини, так и не удалось. Поэтому одинаково правильными считаются имена «Баст» и «Бастет». Иногда можно встретить «Убастет». Это имя, по некоторым источникам, переводится как «плачущая» или «отдающая».

Культ богини

Бастет считалась общегосударственным божеством. Храмы богини располагались по всему Египту. Но главным местом поклонения считался город Бубастис. Там, в главном храме, находилась огромная статуя Баст. Что бы умилостивить богиню, греки приносили маленькие фигурки кошки и ставили их к ногам Бастет.

Кроме того, в храме располагались кошачьи захоронения. Некоторых кошек даже мумифицировали, вместе с хозяевами. Их провожали в последний путь со всеми почестями, в специально подготовленных саркофагах.

Древнеегипетский философ Геродот, описывает бурные пиршества на фестивале в честь богини-кошки. За несколько дней до празднования, полностью запрещалась охота на львов. Праздник проходили на реке, сопровождался песнями и игрой на музыкальных инструментах. В конце фестиваля обязательно устраивали ритуальные жертвоприношения.

Поклонение богине длилось вплоть до 4 века нашей эры. После чего, культ вытеснило христианство. Кошки больше не считались божественными созданиями, а жили в домах, для охоты на крыс и мышей.

5 класс

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий